КУРС ЦБ $ 00,0000 € 00,0000
О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ ВХОД ПОДПИСАТЬСЯ
» » "Прозрачный" бизнес

"Прозрачный" бизнес

Опубликовано:  09:20 - 14 марта 2019

Пластик vs стекло. Этот спор, похоже, не имеет конца. У каждого вида тары свои почитатели. Но если пластиковые бутылки и упаковки в нашей жизни появились все же сравнительно недавно, то первая стеклянная бутылка датирована еще 1370 г. до РХ. Ее нашли археологи при раскопках египетской Тель-Амарны. О том, с какими проблемами сегодня сталкиваются производители стеклотары, как развивается отрасль в России, наш разговор с председателем президиума Ассоциации производителей стеклянной тары (АПСТ) Владимиром Долговым.

"Прозрачный" бизнес

– Владимир Владимирович, рынок стеклотары России за последние 10 лет претерпел значительные изменения. От бурного роста в начале двухтысячных отрасль постепенно перешла к стагнации, испытав на себе значительные регуляционные влияния. Но что удивительно, пока рынок листового стекла процветает, стеклотара остается в упадке. На ваш взгляд, почему это происходит?

– Вы правы, рынок стеклотары до сих пор не восстановился и одна из причин - это регуляция рынков, использующих стеклотару, таких как пивоваренный и крепкий алкоголь, в основе которых стоит политика государства по деалкоголизации населения путем повышения акцизов, применения жестких мер по контролю над оборотом алкогольных напитков, запрета рекламы и каналов продаж. По сравнению с 2007-2008 годами, когда был расцвет производства пива и в то же время крепкого алкоголя, когда существовала реклама напитков на телевидении и других СМИ, когда можно было купить пиво в обычном ларьке, мы сейчас живем в другом мире, когда не то что пиво в ларьке не купить – и самих таких точек продаж уже почти нет. Как на это смотреть? С точки зрения государства, заботы о здоровье жителей, я уверен, хорошо, когда потребление чистого спирта на душу населения падает, и это очень важный показатель здоровья нации. С другой стороны, не совсем хорошо, когда заводы закрываются и люди оказываются на улице в поисках работы, а большинство стеклотарных предприятий все-таки это градообразующие компании в малых городах. Было бы правильно найти «золотую середину» в тот момент, когда принимались жесткие меры. В результате же падения спроса на стеклотару более 12 стеклотарных заводов оказались закрыты. В течение ряда лет наблюдалось перепроизводство стеклотары, что и приводило к закрытию мощностей, и только в последние годы мы приходим к некоторому балансу между потребностями и мощностями, хотя потенциал стеклотарного рынка и сегодня выше, чем спрос. Путь к этому балансу был крайне тяжелый, и на сегодняшний день он очень хрупок. Касательно же рынка листового стекла, я вижу успех в том, что опять-таки государство серьезно занимается инфраструктурными проектами, строительством различных объектов, которые требуют использования строительного или архитектурного стекла.

- Какие еще «болевые точки» вы бы обозначили в отрасли? Какие пути их решения вы видите?

– Самая главная боль – неопределенность. Сегодня мы говорим о полном ограничении ПЭТ – завтра мы разрешаем ПЭТ в определенных объемах, сегодня поддерживаем раздельный сбор – завтра мы исключаем города федерального назначения из схем по раздельному сбору отходов, сегодня мы вводим экологический сбор – завтра мы думаем о введении экологического налога вместо экологического сбора... Все это влияет как на спрос стеклотары, так и на переработку стеклотары, то есть на контроль и уменьшение себестоимости. Я хочу сказать, что сейчас нет какой-либо программы или плана, согласно которому инвесторы бы видели, как эта и сопутствующие отрасли будут или не будут развиваться. Например, во всем мире идет тенденция на запрет пластика, начиная с пластиковых трубочек и полиэтиленовых пакетов. Придет ли такое веяние к нам, никто не знает и не говорит. Если бы инвесторы понимали, что в течение 5 или 10 лет государство будет идти определенным путем, то и действия предпринимались бы соответствующие. Причем я не говорю – давайте что-то запрещать, я говорю лишь о том, что крайне важно определиться. Сейчас же абсолютно непонятно, чего ждать в разрезе ближайших 5-10 лет, надо ли инвестировать в стеклотару или, наоборот, сокращать присутствие на этом рынке.

– Ассоциация производителей стеклянной тары появилась сравнительно недавно. Чего-то уже удалось добиться, какие вопросы решить?

– Да, мы недавно отпраздновали год с момента создания Ассоциации, и за это время мы наладили связи с государственными и общественными организациями, в которых мы выступаем в качестве эксперта по стеклотаре, активно участвуем в обсуждениях различных законопроектов и инициатив, особенно по экологическим вопросам. Ведь наша основная цель при создании Ассоциации как раз и была взаимодействие со всеми общественными институтами для нахождения диалога, оказание профессиональной помощи в популяризации стеклотары как вида упаковки. Были и локальные успехи, конечно же, результаты которых видят наши коллеги и присоединяются к Ассоциации.

– Вы готовите законопроект об отмене НДФЛ для населения при сдаче стеклотары. Расскажите о законодательной инициативе.

– Данный законопроект мы готовим совместно с Общероссийским народным фронтом. Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которое предполагает освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от реализации ими стекла и изделий из стекла, образовавшихся в быту у населения и принадлежащих им на праве собственности. На сегодняшний день лишь около 12% отходов из стекла перерабатывается, остальной объем попадает на свалки и полигоны, загрязняя окружающую среду весь срок своего разложения, а это более тысячи лет. При этом количество таких отходов ежегодно возрастает. На наш взгляд, данный законопроект позволит увеличить собираемость отходов стекла и станет еще одним шагом в создании эффективной системы сбора вторичного сырья.

– Также Ассоциация подписала несколько соглашений о сотрудничестве с рядом общественных объединений. Какие цели вы преследуете?

– Самое главное – это взаимодействие, в результате которого и мы, и наши коллеги из смежных отраслей будут лучше понимать нужды и проблемы друг друга. Только так, путем диалога с профессиональными союзами, мы сможем добиться результата приемлемого для всех участников бизнеса, избежать излишней конкуренции и недопонимания, развивать общие проекты и более эффективно участвовать в общественной жизни страны.

– Насколько активно сегодня российские стеклопроизводители выходят на зарубежный рынок? Что мешает более широкому освоению? И что поможет российскому производителю?

– Когда у тебя дома спрос падает, то тебе остается либо согласиться с этим и закрыться через некоторое количество времени, либо искать выход на другие рынки или выстраивать свою новую стратегию на локальном рынке, основанную на своих преимуществах. Действительно многие производители стеклотары работают на экспорт либо начинают свое движение по этой дороге. Как человек, который этим практически занимался и занимается, скажу, что европейский рынок, хоть и крайне привлекателен сейчас, но также не очень прост. Существуют сертификация, технические аудиты, специфичные вопросы, связанные с параметрами по качеству, отгрузке, упаковке и так далее. Плюс не надо забывать доставку на дальние расстояния и таможенное оформление. Из-за введенных санкций упало предложение по контейнерным перевозкам, что повысило цену на логистические услуги, а в случае с экспортом логистика это же огромнейший пласт расходов. И, естественно, при стагнации отрасли мы все ждем поддержки от государства в виде субсидирования части транспортных расходов, что поможет нам утилизировать часть наших мощностей на экспорт, получать больше валюты и в результате не закрывать заводы, а продолжать на них работать и думать о дальнейшем росте.

– Какие цели и задачи Ассоциация ставит перед собой и участниками на наступивший год?


– Основной задачей по-прежнему остается популяризация стеклотары как самого экологичного типа упаковки, проверенного веками. Нам важно довести до потребителя, что, употребляя напитки и продукты, упакованные в стекло, мы не только получаем тот оригинальный вкус, который доносит до потребителя производитель продукта, но и повышаем качество своей жизни. К важным задачам мы также относим создание эффективной системы сбора и переработки отходов стекла. На сегодняшний день на стеклотарных предприятиях используется только 10-15% стеклобоя в составе шихты, при этом потенциальные мощности позволяют использовать как минимум в 2-3 раза больше. Еще одной приоритетной целью является получение государственных субсидий для развития экспорта российской стеклотары. Задач много и совместными усилиями, я надеюсь, нам под силу решить многое.

Беседовала Наталья Варфоломеева

www.rbgmedia.ru



Модератор: alcoexpert Просмотров: 921 Категория: Новости / Производство

//Новое на сайте


//Винный гид ПРОДЭКСПО

//Мнения
//Биржа


//Видео
//КАЛЕНДАРЬ

Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show

В Санкт-Петербурге пройдет Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show в новом для индустрии формате.


Всероссийская акция «Дни российских вин» стартует 15 апреля

В понедельник, 15 апреля в 14:00, состоится торжественное открытие весеннего этапа Всероссийской акции «Дни российских вин». Весенний этап акции продлится с 15 апреля по 31 мая.



//Клуб винопутешествий
//Пресс-релизы

Де-Факты*: Дегустариум “С Новым годом!”. ФОТО

Предновогодний дегустариум из цикла винных встреч «Давайте попробуем» состоялся 29 декабря 2023 года в ресторане «12 бокалов». Более сорока знатоков и любителей вина собрались здесь, чтобы вкусить (и закусить!) вино, душевно поговорить о нем, а заодно, возможно, и подобрать для себя достойный напиток к новогоднему торжеству. Вел мероприятие, попутно развлекая и образовывая гостей, «отец-основатель» Дегустариумов Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт».


Де-Факты*: «Народ хочет знать». Торговая сеть «Перекрёсток». ФОТО

Январские морозы - отличное время для того, чтобы заняться летописью нашего Клуба, и вспомнить дегустацию, которая прошла в конце прошлого года. Тогда, в разгар поздней осени, критично настроенный чувственный аппарат дегустаторов направил свои рецепторы на познание ассортимента сети «Перекрёсток» (здесь напомним, что в тематических сессиях «Народ хочет знать» выступают вина из ассортимента федеральных сетей).


//Алкогольное право

//Журнал "НАПИТКИ"
//АРХИВ

//

НАШИ ПАРТНЕРЫ

//