Соцсети и алкоголь: новые ограничения в свете изменений законодательства
|
Опубликовано: 12:31 - 11 марта 2021
|
1 февраля 2021г. вступили в силу изменения к Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принятые Федеральным законом от 30.12.2020 № 530-ФЗ. Данные изменения среди прочего затрагивают и вопросы информации об алкогольной продукции. При этом речь о категориях информации, распространение которой было запрещено ранее, в том числе была установлена административная ответственность за ее распространение частью 8 ст. 13.15 КоАП РФ. Законодательная новация в данном случае заключается в том, что помимо органов государственного надзора мониторить появление данной информации и препятствовать ее распространению теперь будут также сами социальные сети.
Согласно подпункту «д» пункта 5 части 1 ст. 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в новой редакции владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг с целью выявления информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена.
Таким образом, новые положения закона затрагивают не любую информацию об алкогольной и спиртосодержащей продукции, но лишь информацию о ее незаконной продаже, в том числе дистанционным способом.
Напомним, что за распространение такой информации Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность в размере штрафа на граждан от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц – от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб. (часть 8 ст. 13.15 КоАП РФ)
При этом какая-либо иная информация об алкоголе под обязательный мониторинг социальной сети по смыслу ст. 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не попадает.
Отметим, что ранее Федеральная антимонопольная служба России высказывалась в том ключе, что страница производителя или продавца алкогольной продукции в социальной сети, в том числе с информацией об ассортименте производимых или реализуемых товаров, под понятие рекламы не подпадает (Письмо ФАС России от 13.09.2012 N АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя»). Соответственно, такая информация в социальных сетях может быть размещена.
В свете новых изменений законодательства возникает вопрос, с каким рвением отнесутся владельцы социальных сетей к исполнению новой контрольной функции и насколько вдумчиво они будут относиться к содержанию проверяемого контента. Ведь если обязанность по мониторингу будет исполняться ими с небрежностью либо с применением автоматизированных сервисов, не исключены ситуации, когда по ошибке вместо незаконных предложений по дистанционной продаже алкоголя в сети будет блокироваться законная информация об алкогольной продукции магазина, реализуемой в стационарном торговом объекте.
Можно ожидать также, что нормой ст. 10.6 Закона могут воспользоваться недобросовестные конкуренты честных производителей и продавцов алкогольной продукции, которые будут писать ложные обращения о нарушениях владельцу социальной сети, что в конечном итоге может привести к блокировке законного контента.
С учетом этого важно, что Закон предусматривает механизмы, позволяющие обжаловать решение владельца соцсети.
Лицу, чей контент заблокирован, необходимо прежде всего, изучить Правила использования социальной сети, которые в силу ч. 3 ст. 10.6 Закона должны быть размещены в социальной сети ее владельцем. Правила должны публиковаться на русском языке и находиться в свободном доступе. Правилами уточняется порядок осуществления мониторинга для конкретной соцсети.
При этом ряд прав пользователя, чей контент был заблокирован в социальной сети, уже закреплено в Законе. Так частью 8 ст. 10.6 Закона предусмотрено, что такой пользователь может обратиться к владельцу социальной сети с жалобой на произведенную данным владельцем блокировку. Владелец социальной сети обязан рассмотреть его жалобу и направить ответ в течение трех дней со дня ее поступления.
В случае, если разблокировки не последует, пользователь вправе обратиться с жалобой на действия социальной сети в Роскомнадзор. Если Роскомнадзор придет к выводу, что заблокированный контент закона не нарушает, он примет решение о снятии ограничительных мер, наложенных социальной сетью.
партнер Юридической фирмы «ЛАДОНИН и партнеры» Басманова Е.С., кандидат юридических наук
Модератор: alcoexpert
Просмотров: 29 252
Категория: Алкогольное право / Новости / Власть / От редакции / АКТУАЛЬНО
|