Франция. Итоги 16:31 - 15.03.2015
Согласно недавно опубликованным цифрам французской Федерации Экспортеров Вина и Крепкого Алкоголя (Federation of Wine and Spirits Exporters – FEVS) экспорт всего французского алкоголя в 2014 году опять снизился на фоне “сложной экономической обстановки”. Это падение в прошлом году составило 2.8% в денежном выражении и опустилось до цифры в €10.8 млрд. В объемных показателях падение вылилось в те же 2.8% и объем экспорта составил 194 млн стандартных 9-литровых ящиков.
Франция. Итоги

Теперь посмотрим экспортные итоги Франции 2014 года по отдельным видам алкоголя:

Вино тихое

Уменьшенные поставки вин Бордо и Бургундии на ключевые зарубежные рынки способствовали общему падению французского винного экспорта в прошлом году.

В целом французский винный экспорт в 2014 году упал на 3.3% в объемных величинах и составил 1.7 млрд бутылок (142 млн 9-литровых ящиков). Падение в денежном выражении чуть меньше – 1.7% по сравнению с 2013 годом, а всего было выручено денег 7.44 млрд евро.

Бордо: падение экспорта в объемных показателях к цифрам 2013 года 9.5%, а в денежном выражении – 17% и стоимость экпортированного из Бордо вина составила 1.78 млрд евро.

Бургундия: падение в объемных единицах 13%, в денежном выражении всего 1% – итого 710 млн евро.

Шампанское

Как я писал здесь, всего этого благородного напитка в 2014 году было отправлено потребителям во Франции и по всему миру 307.13 млн бутылок. Это на 0.7% больше, чем в 2013 году, когда было поставлено 304 млн бутылок. И если внутри самой Франции падение потребления шампанского в 2014 году составило 3%, то экспорт его вырос достаточно значительно: в ЕС рост составил 5.5%, на развивающихся рынках 6.3%.

Крепкий алкоголь

Экспорт французского крепкого алколя в прошлом году в стоимостном выражении упал на 5.3% до величины в €3.3 млрд. Падение в объемных единицах меньше – 1.6% до 49 млн ящиков. Здесь хотелось бы обратить внимание на один интересный момент: произошло достаточно удивительное для Франции явление – экспорт водки в 2014 году в объемных единицах превзошел экспорт коньяка! В 2014 году французской водки было поставлено в другие страны мира в количестве 13.4 млн ящиков, а коньяка – 12.8 млн.

Если на улице (пусть даже в России) просто спросить любого прохожего, какие алкогольные напитки из Франции ему знакомы от наиболее попярных до менее известных, то наверняка ответы будут: вино (тихое), Шампанское (игристые) и коньяк. Водка, как правило, в глазах рядового обывателя меньше связывается с алкоголем Франции. И тем не менее, объемы продаж водки превзошли коньяк. В чем причина этого?

Глобальные продажи французского коньяка упали с €2.4 млрд в 2013 до €2.1 млрд в 2014-м. В объемных единицах падение составило 3.6% до 155.6 млн бутылок. Экспорт французского коньяка продолжает испытывать последствия борьбы китайского руководства с коррумпированной бюрократией, которое всячески запрещает использовать дорогой алкоголь в качестве подарков, подношений и благодарности деловым партнерам. Поставки коньяка в Китай упали за год на 17.4% в объеме и на 21.6% по деньгам. Хотя при этом Китай остается пятым рынком в мире для французского вина и крепкого алкоголя. Аналогично, экспорт коньяка в Европу упал на 8.2% в объеме, достигнув величины в 39.5 млн бутылок и на 21.4% в денежном выражении. А вот поставки в Северную Америку выросли на 12.2% в объеме и 7.9% в деньгах. Только в США было поставлено 59.9 млн бутылок французского коньяка, что на 30 млн бутылок больше, чем во всю Европу! (При этом население только ЕС 503 млн человек; население США – 305 млн.)

90% производства французского коньяка приходится на четырех производителей: Hennessy, Martell, Rémy Martin и Courvoisier. Они прочно держат рынок. Похоже, что выход французской коньячной отрасли из кризиса будет происходить тем же путем, по которому уже достаточно давно идет пивной и висковый рынки в мире – через увеличение доли продукции, приходящейся на маленьких,”ремесленных” (craft) производителей. Для коньяка – это небольшие, независимые “дома”, которым легче диверсифицировать свою продукцию, чем неповоротливым гигантам. Но сделать это будет очень непросто, хотя потребители к этому явно уже готовы.

Если брать весь французский алкогольный экспорт, то наилучшие показатели демонстрирует рынок США, куда в прошлом году было экспортировано суммарно французского вина и крепкого алкоголя на €2 млрд, что составило рост в 4%, или 20% от всего французского экспорта. Ничего удивительного: американская экономика сейчас на подъеме и французский алкоголь не является там средством подкупа чиновников или внешним атрибутом богатства, как это имеет место в Китае.

Центральная и Восточная Европа в силу политической и экономической нестабильности, вызванных среди прочего и конфликтом между Россией и Украиной, испытывает серьезное падение импорта из Франции. А вот экспорт в Испанию и Италию испытывает некоторый рост, как и в Германию и Швецию.

mikbab.com

Вернуться назад