Retail-loyalty: 2023 год стал рекордным по количеству сделок поглощения региональных FMCG-сетей
|
Опубликовано: 08:44 - 6 февраля 2024
|
Анализ крупнейших сделок M&A с участием торговых сетей FMCG-сектора включили в свой отчет с итогами 2023 года авторы отраслевого обзора INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России».
«Продолжается активная консолидация рынка, – оценивает ситуацию в отрасли генеральный директор INFOLine Иван Федяков. – При этом может показаться, будто сделки M&A вызваны только борьбой федеральных игроков за долю рынка, потому что она им очень нужна. С моей точки зрения, доля важна, но она у них и так достаточно велика, и в целом бизнес федеральных игроков весьма стабилен. А вот у региональных сетей гораздо больше проблем – многие находятся либо на грани, либо уже за гранью выживания, поэтому во многом сделки по поглощению связаны с тем, что региональные игроки не в состоянии выдерживать конкуренцию и выживать в текущих условиях».
Итак, какие сети исчезли из всех навигаторов страны и кто из отраслевых гигантов усилил свои позиции за счет их поглощения?
Х5 Goup, №1 в рейтинге FMCG-сетей России
В экспансия Х5 в 2023 году прошла в интересах «Пятерочки». Свое наступление на регионы лидер розничного рынка начал в апреле приобретением компании «Тамерлан» (№53 в рейтинге торговых сетей FMCG России) и 295 ее магазинов общей торговой площадью 124,2 тыс. кв. м на юге страны. В периметр сделки вошли сети «Покупочка» и «ПокупАлко».
В августе собственностью X5 стала сеть «Виктория» (единственный актив «Меркурий Ритейл Холдинг», не попадающий под классификацию алкомаркетов). В результате 116 «Викторий», а это более 90 тыс. кв. м в столичном регионе и Калининградской области, трансформируются в «Пятерочки».
В результате сделок, заключенных осенью 2023-го, перспективы торговой сети стали еще интереснее: вывески «Пятерочки» стали готовить для ста с лишним магазинов «Гроздь» в Саратовском регионе (37 тыс. кв. м) и для 71 торгового объекта «Амба» в Хабаровском крае (49 тыс. кв. м).
«Магнит», №2 в рейтинге FMCG-сетей России
В начале года дальневосточная «Невада Групп» (торговая сеть «Самбери», занимавшая на тот момент 19-е место в рейтинге торговых сетей FMCG России) приобрела 100% бизнеса сетей «Задарма», «Ёе» и «Бонмарт», управлявших 24 объектами в Хабаровском крае.
Во второй четверти 2023-го под управление «Самбери» перешли 25 дискаунтеров «Амбар» и 10 супермаркетов SPAR общей площадью чуть более 23 тыс. кв. м, работавшие там же, на Дальнем Востоке.
А уже в октябре 33,01% уставного капитала «Невады» (и, соответственно, третья часть сети «Самбери») вошла в портфель «Магнита», который также договорился о предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение пяти лет.
В том же октябре достоянием «Магнита» стал KazanExpress с разветвленной сетью ПВЗ: более 500 точек в 120 городах страны. В планах ритейлера – укрепление маркетплейса пунктами выдачи заказов в «Магнитах» всех форматов.
«Лента», №4 в рейтинге FMCG-сетей России
Одной из самых громких сделок 2023 года стало приобретение «Ленты». Компания поглотила не просто крупного регионального игрока, а достойного конкурента на рынке, входящего в десятку ведущих FMCG-сетей – группу компаний «Монетка» (№9 в рейтинге торговых сетей FMCG России). В результате сделки «Ленте» отошли 2120 «Монеток» общей площадью 606 тыс. кв. м в Поволжье, Сибири и на Урале; пять распределительных центров на 116 тысяч кв. м и приличный грузовой автопарк.
По оценке экспертов INFOLine, этот шаг позволит «Ленте» улучшить динамику финансовых показателей, укрепить позиции на Урале и в Западной Сибири, увеличить доля на рынке с 2,1% до 3%.
«Монетка» при этом продолжит работать под собственным брендом, а все объекты «Ленты» с приставкой «мини» попадут под ребрендинг, став «Монетками».
«Лично для меня наиболее знаковой стала покупка «Монетки» «Лентой», – отметил глава группы компаний INFOLine Иван Федяков. – После этой сделки (вкупе с поглощением «Слаты» и «Красного Яра» компанией Х5 Group в конце 2022-го) в Сибири, конечно, остались сильные сети «Командор» и «Мария-Ра», но неизвестно, сколько они протянут и как долго смогут сопротивляться федеральным игрокам, которые упрочили свои позиции и еще серьезнее консолидировали рынок. Чем дальше, тем серьезнее будет доля федеральных компаний, поскольку, набрав высокий темп, останавливаться в ближайшее время они не планируют».
И другие
Нельзя не обратить внимание также на сделку «ВкусВилла» (№7 в рейтинге торговых сетей FMCG России) – в 2023 году компания приобрела кондитерскую фабрику и 40 семейных кафе «АндерСон», работающих по франшизе в трех федеральных округах страны, а также в Казахстане.
Кроме того, торговый дом «Шкуренко» (№41 в рейтинге торговых сетей FMCG России) стал владельцем дистрибуционной компании "Ива", которой принадлежит 31 алкомаркет "Мир вкуса" в Кемеровской области.
retail-loyalty.org
Модератор: alcoexpert
Просмотров: 620
Категория: Новости / Ритейл
|