RETAIL&LOYALTY: Тренды в алкосфере: что ждет рынок
|
Опубликовано: 17:08 - 19 сентября 2023
|
Мы поговорили с Юрием Юдичем, руководителем комитета ФРиО по российскому виноделию и аналитической группы АЛКОЭКСПЕРТ об основных изменениях потребительского поведения и трендах в алкосфере, которые останутся с нами и в 2024 году.
Уже сегодня, 19 сентября, начинает свою работу международная выставка продуктов питания WorldFood Moscow. Свою продукцию в прошлом году представили 59 российских и зарубежных компаний-производителей, поставщиков вина, пива, слабоалкогольных и крепких алкогольных напитков. Заинтересованы в данной секции не только представители оптовой и розничной торговли, но и предприятия общественного питания и ресторанного бизнеса.
На российском винном рынке сложилась следующая ситуация: несмотря на многочисленные санкции и ограничения со стороны европейских стран, по итогам 2022 года в нашу страну было ввезено больше вина, чем в 2021-ом — 405,1 млн литров, +10%. В первом полугодии 2023 года тенденция продолжилась: вино поставляли сразу 47 стран, ввезли 205 млн литров — это на 54% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Винная продукция бьет все рекорды по импорту, основные страны-поставщики: Италия, Испания, Грузия, Франция, Португалия и т. д.
Но нельзя сказать, что отечественные производители теряются на фоне растущего импорта. Наоборот, российские вина — это треть рынка в денежном выражении и 50% — в объеме потребления.
Вопросы, связанные с темой продажи алкоголя через интернет сегодня также очень популярны и актуальны. Напомню, эксперимент по онлайн-продаже отечественного вина запустят в Москве и области с 1 ноября 2023 года, он продлится до 31 июля 2026-го. Возможно, в него включат и маркетплейсы. Только время покажет, что из этого выйдет. Интересно, что Россия остается последней страной в Европе, где запрещена онлайн-продажа алкоголя — это выглядит странно. Инициатива напрашивалась, и многие эксперты полагают, что с решением затянули. Плюсов для экономики много:
· эксперимент касается только вин из отечественного сырья, что должно подстегнуть местное производство;
· онлайн-полка расширяет ассортимент, благодаря чему выиграют покупатели;
· с точки зрения организации и сбыта для производителя не появляется новых сложностей.
С другой стороны, дистанционная продажа алкоголя может существенно снизить положительный эффект от уже действующих запретов на продажу спиртного в РФ — так утверждает Минздрав. И это вполне обоснованно. Например, по статистике ВОЗ, одним из самых действенных способов борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя является запрет на продажу вблизи учебных, медицинских и спортивных объектов. Онлайн-доставка стирает все эти границы и разрушает строящиеся годами разумные ограничения.
Изменения в предпочтениях потребителей
Мы замечаем одну тенденцию в последние несколько лет - потребление алкоголя в стране снижается. Это подтверждают и официальные данные: по сравнению с доковидным 2019 годом в 2022-ом россияне купили на 5% меньше алкоголя — тенденция наблюдается устойчивая. Но здесь ситуация двоякая: с одной стороны, крепкого алкоголя употребляется действительно меньше, с другой — повышается популярность слабоалкогольных напитков. Так, в 2022 году в России выпили 10,8 млн гектолитров вина (+3,3%, показатель стабильно растет с 2018 года), страна занимает 6 место по потреблению.
Что касается безалкогольных напитков, то здесь действительно наблюдается взрывной рост: за первое полугодие 2023 года этот рынок уже вырос на 109 млрд рублей. Россияне все чаще отказываются от виски, водки или рома в пользу слабоалкогольных и безалкогольных коктейлей.
Ключевые тренды в алкосфере, на которые стоит обратить внимание
Первый очевидный тренд я уже упомянул — переход на слабоалкогольные напитки вроде виски с колой или джин-тоника. Главным открытием 2023 года стали коктейли на основе вина. Если за 12 месяцев с апреля 2022-го по апрель 2023-го коньячные коктейли прибавили 49,4% в денежном выражении, то винные — сразу 172%. Их доля на рынке увеличилась почти вдвое — до 7,5%. В натуральном выражении у винных коктейлей тоже нет равных по темпам роста.
Еще один тренд — растущая популярность розничных магазинов, продающих не только алкоголь, но и продукты питания. Покупатель может взять все в одном месте — это удобно. Взгляните на рост, например, сети «Бристоль»: если в 2019 году у нее было 3500 магазинов по стране, то в 2023-ем — уже больше 5000. Расширение почти на 43% за 4 года в условиях кризиса.
Отмечу, что основным драйвером роста алкогольной сферы остается пиво — в денежном выражении у этого напитка 42,1% рынка. И здесь отечественные бренды постепенно отвоевывают долю: по итогам года почти половина (48,1%) проданного пива — за российскими брендами. В этом заключается еще один тренд — локализация производства. Сегодня в России изготавливают даже исконно зарубежный алкоголь (например, в 2022 году появилось 14 новых локальных брендов виски).
Что ждет рынок?
Рост цен на импортные игристые, тихие вина и вермуты из «недружественных» стран продолжится, поскольку в августе повысили пошлины — с 12,5 до 20% за литр. По идее, должен сформироваться большой разрыв в цене между отечественной продукцией и зарубежной. Но эксперты полагают, что российские вина постепенно начнут «догонять» импортные по стоимости — просто потому, что так работает рынок.
К концу 2022 года некоторым алкогольным категориям уже удалось восстановить ассортимент — в будущем с этим проблем не будет. Тем не менее в отдельных случаях лояльность покупателей сохраняется и к привычным импортным напиткам. Например, это заметно в категории виски.
Подытожив, могу дать свой прогноз: цены на вино будут расти, доля отечественных марок постепенно займет большую часть рынка.
retail-loyalty.org
Модератор: alcoexpert
Просмотров: 805
Категория: Новости / Алко 40 / Мнения / Новое на сайте
|