alcoexpert.ru » Новости » Журнал Напитки № 2_2014 Экономьте бумагу, берегите лес
|
||||||||||||||||
Журнал Напитки № 2_2014 Экономьте бумагу, берегите лес
Нормоустановленные ошибки в обороте алкогольной продукции Есть ошибки, которые торгующие организации делают не по своей воле ежедневно при оформлении каждой поставки товара. Именно, в справках содержатся сведения, подтверждающие соответствие продукции техническим регламентам. Более того, легальность оборота алкогольной продукции удостоверяется также только указанными сопроводительными документами. Это регламентировано Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171-ФЗ [4] статьи 10.2 и 11. Итак, в соответствии с Федеральными законами сертификат и декларация о соответствии не должны поступать с товаром в магазин и могут не находиться в нем, а покупатель и особенно контролирующие органы не вправе требовать их от продавца. Однако в последующих статьях закона №171-ФЗ появляется требование о необходимости сертификата соответствия и декларации о соответствии при проведении операций с алкогольной продукцией. В пункте 2 статьи 16 говориться: «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции … без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12» этого закона. Статья 10.2,как отмечалось ранее, не содержит в перечне сопроводительных документов ни сертификат соответствия, ни декларацию о соответствии. Статья 12 содержит упоминание лишь о копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, но ничего не говорит о сертификате соответствия и декларации о соответствии на продукцию. В статье 25 декларируется, что изъятию подлежит продукция, если она реализуется «без сертификатов соответствия». В статье 26 устанавливаются ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции. Запрещается «оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии». Привычка, страх участников алкогольного рынка перед контролирующими органами вынуждают и рачительного, и смелого продавца тратить на эти документы сотни тысяч рублей ежемесячно. Возникает вопрос: на какой объект распространяются требуемые сертификат и декларация, упомянутые в статьях 25,26? На технические средства фиксации и передачи информации (пункт 2 статьи 12); на основное технологическое оборудование для учета объема перевозок продукции (пункт 2.1 статьи 19), на оборудование для учёта объема перевозок продукции (пункт 3.1 статьи 19)? Если на продукцию, то на основании какой статьи закона эти документы как сопроводительные должны быть у участника оборота алкогольной продукции? Нет такой статьи в рассматриваемом законе, и нет другого закона с подобным требованием. Но есть СанПин 2.3.4. 704-98 «Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий»[5], в статье 11.6 которого содержится требование, что при реализации готовой продукции предприятие-производитель выдает потребителю копии сертификата соответствия. Т.е. в этом документе сертификат соответствия хотя бы на первом этапе оборота введён в перечень сопроводительных документов. Ситуацию не спасает и пояснение к этому положению СанПиНа, изложенное в скобках, о том, что сертификат передается изготовителем покупателю как «приложение к договору», т.е. разовым порядком при заключении последнего. Однако изготовители и все покупатели продукции понимают это как предписание для тиражирования сертификата соответствия и препровождения им каждой поставки продукции. С другой стороны, если сертификат обязателен по СанПин, то декларация, вообще, может не сопровождать товар – пропадает смысл введения её в закон №171-РФ. Трудно предположить, какой из этих двух документов является основанием для написания другого. Но расплывчатые, несогласованные формулировки в обоих из них стали причиной огромного бумажного потока по всей стране. В качестве противозаконного факта можно отметить также присутствие в перечне сопроводительных документов по СанПин 2.3.4.704-98 удостоверение качества и безопасности. В настоящее время обязанность оформления удостоверения качества и безопасности Роспотребнадзором отмена, но сам документ на практике не выведен из перечня сопроводительных документов и продолжает хождение по стране. Сертификат и декларация лишь косвенно отражают качество конкретной партии продукции, т.к. они лишь подтверждают, что на момент сертифицирования производство было состоятельно (валидифицировано) к выпуску данной продукции. Вполне естественно, напрашивается предложение – относить используемые ныне сертификат соответствия и декларация о соответствии не к продукции, а к производству данной продукции у изготовителя. Тогда, тем более отпадёт необходимость во вкладывании их в сопроводительные документы при осуществлении товарооборота, как не вкладывается сертификат соответствия системы менеджмента качества или декларация. В промышленных отраслях сертификат так и трактуется. Попытки работать в соответствии с «духом» Федерального закона №171-ФЗ встречают противодействие со стороны проверяющих органов Введение в практику производства и оборота отечественной алкогольной продукции декларации о соответствии в качестве альтернативы сертификату соответствия (это регламентировано в законе №171-Ф3) только усугубило неблагоприятную ситуацию. Несмотря на то, что в законе эти два документа разделены союзом «или», пользователи понимают его как союз «и». Поэтому в сопроводительные документы вкладываются и сертификат соответствия, и декларация о соответствии. Все это приводит к тому, что тонны качественной бумаги несут в себе сертификаты соответствия с приложениями (или их копии), декларации о соответствии и удостоверения качества и безопасности. Привычка, страх участников алкогольного рынка перед контролирующими органами вынуждают и рачительного, и смелого продавца тратить на эти документы сотни тысяч рублей ежемесячно. Например, дилерская компания формирует и поставляет покупателю в месяц 6000 заказов. Каждый заказ состоит в среднем из 20 наименований алкогольной продукции. Следовательно, в сопроводительных документах к заказу прилагаются 20 сертификатов и приложений к ним, столько же деклараций о соответствии и удостоверений качества и безопасности, всего около 80 листов. Стоимость листа этих документов равна пусть одному рублю. Сюда входят: стоимость бумаги, затраты на составление, печать, копирование документа. В итоге, в месяц компания использует более двух тонн высококачественной бумаги и несет дополнительно ничем необоснованные расходы в сумме около 500 тыс. рублей. Попытки работать в соответствии с «духом» Федерального закона №171-ФЗ встречают противодействие со стороны проверяющих органов, поскольку статьи 16,25 и 26 в законе №171-ФЗ и статья 11.6 в СанПиН 2.3.4.704-98 не изменены. Органы формально имеют право требовать от продавца наличия сертификата или декларации о соответствии на имеющуюся у него продукцию, удостоверения качества и безопасности. Реальное исключение из комплекта сопроводительных документов сертификата соответствия, декларации о соответствии, удостоверения качества и безопасности позволило бы не только уменьшить производственные затраты участников рыночного процесса, но и способствовало бы сохранению лесного богатства России. Правительство Российской Федерации, Государственная служба Росалкогольрегулирования должны выступить с инициативой по пересмотру соответствующих статей Федерального закона №171-ФЗ, СанПин 2.3.4.704-98 с целью однозначного толкования недопустимости применения сертификата соответствия, декларации о соответствии и удостоверения качества и безопасности алкогольной продукции в качестве сопроводительных документов. Информация о них в полной мере содержится в справке к товарно-транспортной накладной. Литература 1. Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002г. 2. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1, от 7 февраля 1992 г. 3. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». 4. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». №171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. АЛКОЭКСПЕРТ complemento журналу НАПИТКИ №2
Модератор: alcoexpert Просмотров: 22 603 Категория: Новости / Власть / Журнал НАПИТКИ |
Винный “Кубок Экспертов” начинает прием образцовКоманда Yudich Production объявляет “винную волну” Кубка Экспертов - нового открытого российского дегустационного Конкурса. Цели и задачи Конкурса озвучил его основатель и организатор Юрий Юдич, в интервью редакции Алкоэксперт. Российский конкурс сомелье 2024Российская Ассоциация Сомелье ежегодно проводит масштабное и важное событие – «Российский конкурс сомелье». 29-30 марта в Центре Международной Торговли в Москве соберутся сильнейшие из лучших профессионалов винной сферы.
|
|||||||||||||||