КУРС ЦБ $ 00,0000 € 00,0000
О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ ВХОД ПОДПИСАТЬСЯ
» » Сетевой масс-маркет

Сетевой масс-маркет

Опубликовано:  13:48 - 19 июля 2013

Торговые сети наращивают объемы собственного импорта вин категории «масс-маркет». Что это означает для дистрибуторов и потребителей?

Сетевой масс-маркет

Импортные вина в Украине медленно, но уверенно завоевывают популярность. По данным АВВУ, динамика роста импорта бутилированного вина в 2012 году в сравнении с 2011 годом составила порядка 6%. Для сравнения – динамика роста в 2011 году по отношению к 2010 составляла 24%. Таким образом, темпы прироста существенно замедлились, но позитивная динамика сохранилась. В то же время упало производство украинского вина. Виноделы винят в спаде продаж торговые сети, которые активно занялись собственным импортом вина. «Тенденция к увеличению импорта есть, и этим мы прежде всего обязаны политике розничных сетей, которые в последнее время стали прямыми импортерами. Все, наверняка, видели в гипермаркетах надпись на продуктах «Собственный импорт» – вот об этом и речь, – рассказывает директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко. – К слову, европейские нормы позволяют разводить столовые вина водой, там это не криминал. В итоге получается напиток стоимостью 20-30 евроцентов за бутылку, включая и винный материал, и бутылку, и пробку, и работу, а у нас он в продаже появляется по цене свыше 50 грн. Это политика наших торговых сетей».

Постоим за ценой

Торговые сети в Украине вовсю бросились экспериментировать с собственным импортом – например, такие вина появились в магазинах холдинга «Фудмаркет»/«Ритейл Груп» («Велика кишеня», «Експрес», гипермаркеты «Велмарт» и др.), о развитии собственного импорта заговорили в ООО «Эко» (супермаркеты «Эко-маркет), торговой сети SPAR.

Так, в продажу сетей компании «Ритейл Групп» поступили чилийские вина ТМ Carpintero de Riber». Пресс-служба компании сообщает, что производитель вин Corinto Wines S.A. разработал специально для «Фудмаркета» эксклюзивную линейку вин по доступной цене. В линейке представлены вина из уже знакомых нашему потребителю сортов – мерло, каберне совиньон, совиньон блан, шардоне и карменер.

Компания Fozzy Group сообщает, что ассортимент вин в сети супермаркетов «Сильпо», «Фора» и Fozzy C&C пополнился товарами собственного импорта из Италии (ТМ Tini, ТМ Tosti, ТМ Fortulla) и ЮАР (ТМ Tall Horse). Еще раньше, в сентябре 2012 г. компания представила свой новый проект Premiya Wine Club (PWC). Его негласный девиз – «Импортные вина по доступной цене». Это отдельный торговый знак, который охватывает и выделяет отобранные Fozzy Group особые вина для продажи в торговых сетях «Сільпо», «Фора» и Fozzy C&C. Согласно сообщению компании, продукцию с такой маркировкой отличает «понятный вкус, происхождение, цена и качество». Первые четыре вина под названием La petite vigne от производителя Les Vignobles Foncalieu из региона Лангедок-Руссильон появились в продаже к осени 2012 года. Цена данного вина, например, из сорта каберне совиньон составляла около 50 грн за бутылку.

Цель у всех розничных торговых сетей одна – доступная цена продукции на полке магазина. Это краеугольный камень собственного импорта. В беседе с AZ один из участников рынка рассказал, что поиск импортного вина по приемлемым закупочным ценам иногда принимает анекдотичную форму. Например, менеджер из Украины может торговаться за каждый евроцент вплоть до скандала с виноделом, пока не будет достигнут приемлемый уровень. В Европе эта задача усложнена еще и тем, что параллельно с нашими представителями на европейских хозяйствах работают импортеры из Китая, которым в большинстве случаев более важен объем всей поставки, чем цена отдельной бутылки.

Импортеры поневоле

Тенденция увеличения доли товаров собственного импорта характерна не только для алкогольных напитков. В 2012-м все крупные торговые сети активно наращивают долю товаров, которые они покупают за рубежом непосредственно у производителей. Так, например, компания «Ритейл Групп» в прошлом году увеличила объем прямого импорта на 60%. Основными категориями, в которых был отмечен рост собственного импорта продукции стали бакалея, гастрономия, алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, сыры. Эксперты по-разному оценивают данную тенденцию. Одни называют главной причиной снижение ввозных пошлин после вступления в ВТО.

Другие указывают на попытку торговых сетей повысить рентабельность бизнеса в сложных условиях под девизом «Минимум издержек – максимум выгоды!». Первые апеллируют к тому, что после вступления Украины в ВТО ввозные пошлины на вино снизились с €3 до €0,3. В итоге на полках отечественных супермаркетов увеличился ассортимент вин из дальнего зарубежья, а цена на них существенно снизилась. Вторые говорят, что заняться собственным импортом торговые сети решились не от хорошей жизни. По мнению директора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко заняться несвойственным им бизнесом, торговые сети вынудила экономическая ситуация в стране. Ритейл борется за покупателей с помощью эксклюзивных товаров по самым низким ценам.

«Они бы с удовольствием не занимались собственным импортом, но им нужен ассортимент товара по приемлемым ценам», – говорит специалист. Существенное снижение себестоимости товара – это главное преимущество, ради которого сети решаются самостоятельно завозить импортную продукцию. Доля импортеров и посредников может достигать 40% от стоимости конечного товара. Для конечного потребителя прямые поставки дают как минимум снижение отпускной цены до 30%.

Туманные перспективы

Специалисты уверены, что в скором времени торговые сети столкнуться с целым рядом новых для них проблем. Связаны они в первую очередь с тем, что вино – специфический продукт и, следовательно, его импорт имеет ряд специфических черт. Например, величина поставки и продолжительность хранения. Собственный прямой импорт подразумевает большой объем разовой закупки товара. Далее эта партия будет храниться на центральном складе сети или складе магазина. Реалии таковы, что ни первый, ни второй вариант не подходят для хранения вина. За счет того, что потребление вина в Украине не так уж и высоко (на уровне 5-7 литров на человека), оборачиваемость продукта низкая. Супермаркету низкая «оборачиваемость» крайне невыгодна. Специалисты добавляют, что потенциал к выдержке у недорогих вин невысокий либо отсутствует вообще. Поэтому задержка на складе, где вино храниться в ненадлежащих условиях крайне нежелательна.

В комментариях AZ сразу несколько специалистов дали прогноз, что к концу 2013 года торговые сети могут столкнуться с острой проблемой – вина потеряют свой вкус, в то время как их гарантийный срок хранения еще не истек. Как следствие, могут появиться негативные отзывы покупателей, падение репутации бренда и значительное падение продаж. Впрочем, уже сегодня сомелье говорят, что покупка вина в супермаркете сродни игре в лотерею «живое/неживое». Президент Ассоциации сомелье Украины Дмитрий Сидоренко считает, что вероятность покупки в магазине здорового вина, не испорченного пребыванием на складе и полке, составляет 50/50. Каким может быть финал данной ситуации? Специалисты прогнозируют, что сценариев будет два – либо торговые сети сделают выводы и продолжат работу с наиболее востребованными позициями, либо вовсе прекратят заниматься импортом, предварительно выплеснув на рынок неликвидные остатки по демпинговым ценам.

Другая проблема, которую торговым сетям не удается решить вот уже несколько лет – отсутствие квалифицированного персонала. «Я постоянно занимаюсь мониторингом ассортимента вин наших супермаркетов и время от времени беседую с консультантами, работа которых – рассказать о вине и помочь человеку сделать выбор, – рассказывает Дмитрий Сидоренко. – Признаюсь, что иногда становится не по себе от их познаний. Винодельни, сорта, регионы – все смешано и не систематизировано. Знающий человек сразу откажется от таких услуг, а некомпетентного они запутают или заставят сделать неверный выбор». Стало быть, позаботившись об ассортименте, торговые сети упустили главное – информационное сопровождение товара.

«Тенденция к увеличению собственного импорта торговыми сетями стала особенно заметна в 2012 году и будет продолжаться в 2013-м, – говорит директор винного департамента СП «Марком» Захар Уманский. – Какую-то долю у традиционных импортеров они заберут, но серьезно их потеснить у ритейла вряд ли получится. У большинства из них сегодня нет того уровня винной экспертизы, которая есть у импортеров. В результате покупателей иногда ждет жесткое разочарование вместо ожидаемого удовольствия».

А вот руководитель проекта ООО «Аквавит» Егор Удовенко, напротив, считает, что у сетей есть большие шансы потеснить традиционных импортеров. «Сети уже сегодня теснят импортеров. Конечно, их конек – это базовые простые вина. Располагая сетью в 200-300 магазинов, они легко могут завезти большой объем недорогих вин и рассредоточить его по полкам. Те из импортеров, кто раньше делал бизнес на торговле с сетями, сегодня испытывают трудности – при всем желании, для них просто не остается места на полке. Но конкуренция усиливается и в других направлениях. Например, среди собственного импорта Fozzy Group есть очень приличные образцы, пригодные для продажи в HoReCa». Таким образом, конкуренция ритейла и импортеров усиливается вплоть до «игры в чужом огороде».

Под грузом новых пошлин

Угрозой успешному импорту недорогих вин в Украину может стать законопроект народных депутатов Украины Екатерины Ващук и Андрея Сенченко, зарегистрированный под №2256-а от 6 июня 2013 года и названием «О внесении изменений в таможенный тариф Украины» (относительно повышения ставок ввозной пошлины на алкогольные напитки). Если предложение народных избранников повысить пошлины на ввозимые в страну алкогольные напитки найдет необходимое число сторонников в Верховной Раде, то ситуация с прямым импортом вина существенно измениться. Повышение пошлин снизит рентабельность бизнеса и прямой импорт станет менее привлекательным занятием.

Несмотря на все критические замечания в адрес супермаркетов-импортеров, нельзя игнорировать тот факт, что ритейл существенно влияет на потребление вина. Многие люди впервые попробовали вина Чили, Австралии или Молдовы по цене 30-50 грн, которые напрямую завез ритейл. В результате прямого импорта ритейла потребителю стал доступен огромный ассортимент импортных вин по вполне доступным ценам. Именно эта первая покупка позволила многим людям прикоснуться к миру вина, заинтересоваться им, и привела уже в специализированные виномаркеты с гораздо более сбалансированным ассортиментом.

az-ua.com.ua

Материал по теме >>> Уступите место



Модератор: alcoexpert Просмотров: 1 951 Категория: Новости / Маркетинг

//Новое на сайте


//Винный гид ПРОДЭКСПО

//Мнения
//Биржа


//Видео
//КАЛЕНДАРЬ

Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show

В Санкт-Петербурге пройдет Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show в новом для индустрии формате.


Всероссийская акция «Дни российских вин» стартует 15 апреля

В понедельник, 15 апреля в 14:00, состоится торжественное открытие весеннего этапа Всероссийской акции «Дни российских вин». Весенний этап акции продлится с 15 апреля по 31 мая.



//Клуб винопутешествий
//Пресс-релизы

Де-Факты*: Дегустариум “С Новым годом!”. ФОТО

Предновогодний дегустариум из цикла винных встреч «Давайте попробуем» состоялся 29 декабря 2023 года в ресторане «12 бокалов». Более сорока знатоков и любителей вина собрались здесь, чтобы вкусить (и закусить!) вино, душевно поговорить о нем, а заодно, возможно, и подобрать для себя достойный напиток к новогоднему торжеству. Вел мероприятие, попутно развлекая и образовывая гостей, «отец-основатель» Дегустариумов Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт».


Де-Факты*: «Народ хочет знать». Торговая сеть «Перекрёсток». ФОТО

Январские морозы - отличное время для того, чтобы заняться летописью нашего Клуба, и вспомнить дегустацию, которая прошла в конце прошлого года. Тогда, в разгар поздней осени, критично настроенный чувственный аппарат дегустаторов направил свои рецепторы на познание ассортимента сети «Перекрёсток» (здесь напомним, что в тематических сессиях «Народ хочет знать» выступают вина из ассортимента федеральных сетей).


//Алкогольное право

//Журнал "НАПИТКИ"
//АРХИВ

//

НАШИ ПАРТНЕРЫ

//