КУРС ЦБ $ 00,0000 € 00,0000
О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ ВХОД ПОДПИСАТЬСЯ
» » Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

Опубликовано:  19:38 - 10 декабря 2012

Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

ЭКСПЕРТ:
Андрей Ерин, управляющий по связям с органами государственной власти «САН ИнБев»

Пивоваренная отрасль, долгое время особняком стоявшая от проблем всего остального алкоголя, с недавних пор оказалась тесно вовлечена в хорошо знакомые производителям спиртных напитков проблемы. Высоко консолидированные и обладающие большим опытом отстаивания своих интересов пивовары дают свой собственный, свежий взгляд на отраслевую ситуацию. По просьбе АлкоЭксперта, некоторые наиболее острые вопросы последнего времени прокомментировал справляющий по связям с органами государственной власти “САН ИнБев” Андрей Ерин.


Как Вы оцениваете динамику рынка за время, прошедшее после приравнивания пива к алкогольным напиткам?

На сегодняшний день прошло слишком мало времени, чтобы проследить динамику. Однако неоспорим тот факт, что некоторые аспекты государственного регулирования (закона 171-ФЗ в редакции 218-ФЗ) являются излишними. В настоящее время государственное регулирование пивоваренного рынка в РФ уже находится на таком уровне, что контрафактная продукция отсутствует, а собираемость акцизов у пивоваренных компаний стремится к 100% (для сравнения, у производителей крепкого алкоголя – около 50%). Мы по-прежнему уверены в необходимости выведения пива из-под действия закона, призванного регулировать рынок алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для пивоваренной индустрии необходим отдельный Технический регламент, который в новых экономических условиях будет действовать на территории Таможенного союза.

Какова Ваша позиция по ситуации в Архангельске и Краснодарском Крае?

Наша позиция крайне негативная. Мы рассматриваем решение региональных властей о полном запрете розничной продажи пивных напитков — легальной продукции, соответствующей всем требованиям российского законодательства, — как явное нарушение антимонопольного законодательства и правил торговли.

На данный момент регулирование данного вопроса находится в компетенции ФАС РФ. Предварительные консультации с представителями ФАС вселяют уверенность, что данный вопрос будет решен должным образом и запрет снят в кратчайшие сроки.

Какие инициативы Ваша компания и Союз пивоваров поддерживают и предпринимают сами для ограничения потребления пива несовершеннолетними?

Союз российских пивоваров предпринимает действия, направленные на снижение злоупотребления алкоголем и недопущение потребления алкогольных напитков несовершеннолетними. Так, например, проект «Есть 18? Подтверди!» направлен на реализацию законодательного запрета на продажу пива несовершеннолетним посредством проверки продавцом возраста покупателя. Продавец обязан проверить, сколько лет покупателю, если его совершеннолетие неочевидно.

Если последний не смог подтвердить свое совершеннолетие документом, продавец не должен отпускать ему пиво. Реализация программы включает распространение стикеров в розничных торговых точках во всех субъектах Российской Федерации, распространение коммуникационных материалов, организацию общественного контроля за соблюдением запрета на продажу пива несовершеннолетним, проведение просветительских и обучающих мероприятий с торговым персоналом. Также, в ряде регионов Российской Федерации проходят мероприятия с участием органов власти, общественных организаций, представителей местного сообщества.

Наша компания традиционно является активным участником этой программы совместно с МВД России и Союзом пивоваров.

Это пример того, как объединение усилий власти, общества и ответственного бизнеса позволяет эффективно решать социально–значимую проблему, проблему доступности алкоголя есовершеннолетним.

Так, в рамках реализации первого этапа программы с июля по ноябрь 2010 года в столице России были размещены более двух тысяч тематических плакатов. В точках продажи пива, на торговых палатках появились стикеры с предупреждением о необходимости контроля возраста покупателей.

Опрос, проведенный ВЦИОМ по итогам первого этапа кампании в сентябре 2010 года, показал, что 80% респондентов поддерживают информационную акцию МВД России по предотвращению продажи алкоголя несовершеннолетним.

Второй этап информационной кампании проходил с мая по сентябрь 2011 года и стал более широкомасштабным: в проект были вовлечены жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска и Ульяновска.

В городах-участниках программы было проведено более 500 общественных рейдов, во время которых проводились беседы с продавцами; в местах продаж расклеивались предупреждающие стикеры; на улицах было размещено 2,5 тысячи плакатов, призывающих бороться с продажей спиртного подросткам; сотрудники 80 ресторанов холдинга «Росинтер» и трех гипермаркетов сети «Реал» провели акции в поддержку программы, надев футболки с логотипом программы, а на телеканалах было реализовано более 3000 показов тематических роликов.
Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

«РЕД БУЛЛ» УЖЕ НЕ ОКРЫЛЯЕТ

С 1 января 2012 года производители слабоалкогольных напитков (САН) обязаны маркировать продукцию акцизными марками, что потребовало от них приобретения и установки дополнительного оборудования. Реализация коктейлей в уличных ларьках и палатках была запрещена, а допустимая крепость коктейлей должна была быть не выше 9%. Многие участники рынка САН были вынуждены изменить рецептуры и подготовиться к переходу на другие виды тары, внедрить технологию оклеивания акцизной маркой, однако некоторые компании всерьез стали задумываться о сворачивании бизнеса.

Ко всему прочему, видимо, вдохновленные примером федеральных властей, «в порыве административного восторга» отдельные чиновники на местах решили пойти дальше и запретить продажу не только слабоалкогольных напитков вроде «Джин-Тоник», «Водка-Лимон» и алкоэнергетиков, но даже безалкогольных энергетических напитков, таких как «Адреналин Раш», «Ред Булл» и «Бёрн». В этом им помогла ст. 16 названного закона, согласно которой региональные власти получили право на введение дополнительных ограничений на условия розничной продажи алкогольных и безалкогольных напитков.

«Мы не будем получать лицензии не потому, что не хотим или не законопослушны, а потому, что лицензирование для нас невозможно по финансово-экономическим причинам…»

В начале июня текущего года губернатор Архангельской области Игорь Орлов подписал ранее утвержденный местным Собранием депутатов закон о полном запрете реализации в розницу слабоалкогольных напитков крепостью 0,5-9%, винных напитков крепостью 1,5-9%, а также пивных напитков. Данный необычный закон не имеет аналогов нигде более в России и вступил в силу с 1 июля 2012 года лишь на территории Архангельской области. Региональные власти Краснодарского края выбрали в качестве своей мишени иной сегмент напитков и 1 июля приняли законопроект о запрете реализации напитков с содержанием кофеина. Документ должен вступить в силу 1 сентября 2012 года. Под его действие могут попасть не только все основные бренды алкогольных и безалкогольных энергетиков, но даже «Кока-кола», «Пепси-кола» и «Тархун», так как их тоже можно отнести к тонизирующим напиткам, в составе которых имеется кофеин.

ЦИФРРА О РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАПРЕТАХ

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкогольной продукции (ЦИФРРА)
Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

Никаких объективных экономических предпосылок для введения запретов на САН именно в Архангельске и Краснодаре нет. Никакой выраженной специфики потребления в этих регионах нет. Единственное отличие - Краснодарский край потребляет в полтора раза меньше вина, чем Москва. Никакого засилья в потреблении по сравнению с другими регионами нет. Если основания для запрета есть по качеству и безопасности, почему продукция вообще сертифицирована и допущена к продаже по всей России? Любой кампании нужен враг и САН выбран в этом качестве, как слабейший.

Идет соревнование между регионами на придумывание какого-нибудь жесткого антиалкогольного мероприятия. При этом все предыдущие запреты показали, что никакого влияния на потребления они не оказывают. В той же Ульяновской области, где алкоголь не продается по выходным, продажи водки за последние полгода выросли на 10%. Не работают и ночные запреты, это также подтверждено цифрами. Сомнений нет, что после запрета в Архангельске слабоалкоголка тут же появилась на черном рынке или возникли какие-то дешевые аналоги типа портвейна с колой.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС

Отечественный бизнес давно уже понял, что в подобных условиях работы необходимо активно отстаивать свои позиции как на федеральном, так и на региональном уровне. Три отраслевых объединения, интересы участников которых напрямую затрагивают законы краснодарских и архангельских чиновников, — Национальная ассоциация слабого алкоголя (НАСА), Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и Союз пивоваров России — обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на действия региональных властей. Ведь принятые в Архангельской области и Краснодарском крае законопроекты противоречат сразу нескольким федеральным документам: Закону о торговле, Закону о защите конкуренции и даже Конституции РФ. Ввиду этого, в июле текущего года ФАС возбудила дела в отношении законодательных собраний двух названных регионов. На момент верстки этого номера известно, что ближайшее заседание комиссии ФАС состоится 20 августа. Как будут развиваться события, станет известно в ближайшее время.

«Практика обращений в ФАС со стороны представителей алкогольной и безалкогольной отраслей свидетельствует о том, что эта госструктура нередко прислушивается и к аргументам бизнеса, а не только других органов власти»

Всё говорит о том, что возможность победы предпринимателей из сегмента слабоалкогольных и безалкогольных напитков над чересчур ретивыми региональными чиновниками достаточно велика. В 2007 году власти Краснодарского края уже ограничивали на территории региона продажу безалкогольных тонизирующих напитков, но спустя два года данное ограничение было отменено решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. Да и в целом практика обращений в ФАС со стороны представителей алкогольной и безалкогольной отраслей свидетельствует о том, что эта госструктура нередко прислушивается и к аргументам бизнеса, а не только других органов власти. Более того, действия региональных законотворцев не одобряют даже в профильном Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ДИСТРИБУТОРОВ СЛАБОГО АЛКОГОЛЯ (НАСА) ПОДАЛА ЖАЛОБУ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ АНТИМОНОПОЛЬНУЮ СЛУЖБУ (ФАС).
Журнал Напитки № 4 2012 Чему у пивоваров поучиться

Поводом для заявления стало нарушение законодательства по факту введения с 1 июля 2012 года запрета на розничную продажу алкогольных напитков с содержанием этилового спирта от 0,5% до 9% объема готовой продукции (САН) в Архангельской области. Одновременно НАСА направила жалобу в ФАС по факту установления запрета на реализацию слабоалкогольных тонизирующих напитков, который должен вступить в силу 1 сентября 2012 года в Краснодарском крае.

Заявление подано в центральный аппарат ФАС России в Москве, копии – в ее региональные управления по Архангельской области и Краснодарскому краю.

Правовая экспертиза принятых региональных законов позволяет сделать предварительный
вывод, что действия региональных законодателей Архангельской области и Краснодарского края нарушают четыре закона Российской Федерации, в числе которых: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Эти нарушения сводят к «нулю» принципы свободной конкуренции и существенно ограничивают права потребителей.

Причиной принятия подобных запретов может являться продолжение темы так называемого «регионального сепаратизма», распространенного несколько лет назад, когда в отдельных регионах РФ под предлогом борьбы с нелегальной продукцией местные законодатели фактически закрыли вход в розницу производителям их других областей. В ситуации с запретом на розничную реализацию САН в отдельных регионах чиновники де-факто создают преференции для местных производителей из других алкогольных категорий.

Отметим, что подобные решения регионального законодательного собрания противоречат
мировой практике. Категория САН присутствует и успешно развивается в большинстве стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В странах с высоким уровнем жизни, таких как Германия, Япония или Австралия, слабоалкогольные коктейли являются альтернативой крепкому алкоголю. Статистика ВОЗ показывает прямую зависимость между развитием рынка слабоградусных напитков и падением смертности от отравлений алкоголем. В тех странах, где рынок САН развит хорошо (в Австралии рынок САН занимает 10% от всего алкогольного рынка, в Японии – 9,6%, в Германии – 6%), смертность от отравлений алкоголем не превышает 2 150 чел в год. В странах, где преобладает потребление крепких алкогольных напитков (в России САН занимают 2,8% в объеме всего алкогольного рынка, на Украине – 3%), смертность от отравлений алкоголем высокая и составляет порядка 20 000 чел в год. По данным Росстата, с 2003 по 2006 гг. показатель смертности в России сократился с 45,02 до 32,98 тыс. человек при поступательном росте объема производства рынка САН с 45,9 млн дал до 55,08 млн дал в 2006 году. В настоящее время смертность от отравлений алкоголем в РФ продолжает сокращаться при сохранении рынком САН существующих объемов.

Считаем принятие данных законодательных инициатив попыткой местных законодателей отмахнуться от проблем общества и списать отсутствие системной работы по профилактике таких социальных недугов, как «алкоголизм» и «употребление алкоголя несовершеннолетними» на легальных и законопослушных производителей и продавцов САН.

За годы существования Ассоциации в ее адрес не поступило ни одного официального запроса от региональных или федеральных чиновников по содействию в развитии социальных программ, направленных на борьбу с алкоголизмом или развитием подросткового досуга. Это является доказательством отсутствия у чиновников желания вести конструктивный диалог с производителями и продавцами алкогольной продукции.

Запрет розничной продажи САН в Архангельской области и запрет продажи слабоалкогольных энергетических напитков в Краснодарском крае являются попытками законодателей переложить свое бездействие на представителей бизнеса, чтобы таким образом продемонстрировать мнимую заботу о потребителях.

В своем заявлении НАСА просит ФАС возбудить и рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства и принять все необходимые и достаточные меры государственного реагирования, предусмотренные антимонопольным законодательством РФ.

РАБОТА «ПОД ПРИКРЫТИЕМ»

Цели, преследуемые властями, большинству игроков алкогольного рынка хорошо известны. Это консолидация рынка (только за 2011 год количество игроков снизилось на треть), а также повышение акцизов с целью увеличения финансовых поступлений в казну. По мнению многих бизнесменов, все эти устремления реализуются с такой степенью некомпетентности, что чиновники просто не могут просчитать результаты собственных действий. И при этом, как уже говорилось, они почти не прислушиваются к мнению опытных специалистов и представителей крупных компаний, хотя те готовы давать властям квалифицированные рекомендации. Небольшой победой предпринимателей здесь стала разве что подготовка поправок, которые в результате обращения Союза виноградарей и виноделов совместно подготовили РАР и Минэкономразвития. Эти изменения должны легализовать домашнее виноделие, на которое приходится от силы 0,05% рынка.

«Все эти устремления реализуются с такой степенью некомпетентности, что чиновники просто не могут просчитать результатов собственных действий»

Официальное «прикрытие» предпринимаемых властями шагов также всем известно – борьба с алкоголизацией населения и, в первую очередь, с оборотом контрафактной продукции. Но оно не выдерживает никакой критики. Покупатели, желающие употребить алкоголь, всегда и везде находят способы сделать это, невзирая на всяческие препоны: приобретают «целебные бальзамы» в аптеках или стеклоочистители в магазинах автопринадлежностей, варят пиво или медовуху на дому, гонят самогон и т.п. Со всеми этими методами значительная часть россиян знакома не понаслышке еще со времен антиалкогольной кампании, запущенной по инициативе первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

По данным Вадима Дробиза, директора ЦИФРРА, потребление нелегального алкоголя в России сейчас только растет. Так почему бы, раз уж мотивы чиновников всем понятны, им все-таки не начать принимать во внимание мнения участников различных сегментов алкогольной отрасли, чтобы ее наконец перестало «лихорадить» и «трясти»?

КАКИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «НЕ ЗАМЕТИЛИ» В АРХАНГЕЛЬСКЕ И КРАСНОДАРЕ

1) Согласно ч.1 ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Эти гарантии составляют основу экономических и антимонопольных конституционных принципов. Следовательно, Закон Архангельской области и Закон Краснодарского края, вводя запрет розничной продажи отдельного вида находящейся в легальном обороте алкогольной продукции (слабоалкогольных напитков и слабоалкогольных тонизирующих напитков соответственно) в отдельно взятых субъектах Российской Федерации нарушают не только вышеуказанные конституционные принципы, но и саму Конституцию РФ.

2) Принятие вышеупомянутых региональных Законов нарушило подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «Закона о защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субьектов РФ запрещается принимать акты, устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также устанавливать иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение и обмен товаров.

3) Запреты розничной продажи САН и слабоалкогольных тонизирующих напитков в Архангельской области и Краснодарском крае противоречат также подп. «а» и «б» п.4 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части принципов антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции), согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В России запрещено вводить ограничения продаж отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации.

4) Еще одним нарушением законодательства является факт того, что принятые региональные законы противоречат п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому органы госвласти вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе вводить полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. В данной норме речь идет о введении полного запрета на всю алкогольную продукцию, а не на отдельную ее часть. Таким образом, налицо пренебрежение прописанной в Федеральном Законе нормой и выход чиновников за рамки своих полномочий.

АЛКОЭКСПЕРТ complemento журналу НАПИТКИ №4



Модератор: alcoexpert Просмотров: 2 203 Категория: Новости / Журнал НАПИТКИ

//Новое на сайте


//Винный гид ПРОДЭКСПО

//Мнения
//Биржа


//Видео
//КАЛЕНДАРЬ

Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show

В Санкт-Петербурге пройдет Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show в новом для индустрии формате.


Всероссийская акция «Дни российских вин» стартует 15 апреля

В понедельник, 15 апреля в 14:00, состоится торжественное открытие весеннего этапа Всероссийской акции «Дни российских вин». Весенний этап акции продлится с 15 апреля по 31 мая.



//Клуб винопутешествий
//Пресс-релизы

Де-Факты*: Дегустариум “С Новым годом!”. ФОТО

Предновогодний дегустариум из цикла винных встреч «Давайте попробуем» состоялся 29 декабря 2023 года в ресторане «12 бокалов». Более сорока знатоков и любителей вина собрались здесь, чтобы вкусить (и закусить!) вино, душевно поговорить о нем, а заодно, возможно, и подобрать для себя достойный напиток к новогоднему торжеству. Вел мероприятие, попутно развлекая и образовывая гостей, «отец-основатель» Дегустариумов Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт».


Де-Факты*: «Народ хочет знать». Торговая сеть «Перекрёсток». ФОТО

Январские морозы - отличное время для того, чтобы заняться летописью нашего Клуба, и вспомнить дегустацию, которая прошла в конце прошлого года. Тогда, в разгар поздней осени, критично настроенный чувственный аппарат дегустаторов направил свои рецепторы на познание ассортимента сети «Перекрёсток» (здесь напомним, что в тематических сессиях «Народ хочет знать» выступают вина из ассортимента федеральных сетей).


//Алкогольное право

//Журнал "НАПИТКИ"
//АРХИВ

//

НАШИ ПАРТНЕРЫ

//