alcoexpert.ru » Новости » Журнал Напитки № 3 2012 Авторский подход
|
||||||||||||||||
Журнал Напитки № 3 2012 Авторский подход
ИСТОРИЯ «ГАРАЖНОГО» ВИНОДЕЛИЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ История винного движения с непривычным для русского уха названием – «гаражное» – началась в конце 80-х годов прошлого века - от экспериментов непрофессионального винодела Тюнневена. Однако традиция была заложена еще в середине 70-х в старинном Шато Ле Пэн (Le Pin). Хозяйство с виноградником всего в 2 га было настолько маленьким, что место для емкостей брожения вина нашлось только в подвале под гаражом. Масштабы «замка» не помешали его владельцу – наследнику старинной бордосской винодельческой фамилии Жаку Тьенпону — создать превосходное вино. Концентрированное, с феерией фруктов и ягод в букете, буквально «выпрыгивающее из бокала». Вино Le Pin очень быстро стало популярным и весьма дорогостоящим – спрос намного превышал объем производства. Французский критик Мишель Беттан, приехав посмотреть на место производства столь дивного вина, был поражен скромностью хозяйства, создающего настоящие шедевры «в гараже». Именно Беттану приписывают авторство термина «гаражные вина». БОРДОССКАЯ ИСТОРИЯ УСПЕХА Даже заоблачная цена на бутылку Le Pin не остановила бедного клерка, оставившего карьеру и перебравшегося вместе с женой в небольшой домик с виноградником в регионе Сент-Эмильон. Супруги в своей скромной жизни установили правило, пусть редко, но регулярно пробовать великие вина. Вино Le Pin так поразило бывшего банковского служащего, что он начал десятками читать книги по виноделию, проводя практические эксперименты на своих 0,6 га виноградника. Оборудования у него не было. Первые урожаи вместе с женой давили ногами. Буквально за пару лет, освоив старинные, «ручные», приемы виноделия, они создали революционное вино. Звали бывшего клерка Жан-Люк Тенневен. В 1991 году его вино получило высочайшую оценку от главного винного критика мира – Роберта Паркера. Так к маленькому винограднику, названному в честь жены Тюнневена – Valandraud, пришел мировой успех. Вину начали ставить высокие оценки и другие критики. Цены на него, на волне ажиотажного спроса, подскочили чуть ли не в сотню раз. Уже через 10 лет «гаражные» проекты имели практически все великие Шато региона Бордо. Правда, французские виноделы «автомобильное» название недолюбливают, предпочитая названия «бутиковое» вино или «микро-кюве». К концу 90-х движение «гаражистов» распространилось по всему винному миру. Вино особого, «эксклюзивного», стиля создают в Германии и Австрии, в Аргентине и Австралии, в Грузии и в России. Главным «послом» философии «гаражистов» на всех континентах стал выдающийся энолог-консультант Мишель Роллан. АВТОРСКИЙ ПОДХОД Что же такого выдающегося создал Тюнневен в Бордо, где, казалось бы, все выдающееся уже создано столетия назад? И почему многие специалисты не причисляют к «гаражным» винам их «предтечу» - Шато Ле Пин? «Гаражное» вино — ни в коем случае не синоним вина «домашнего». Практически в любом регионе мира, где растет виноград, в крестьянских хозяйствах можно найти вино, сделанное «для себя и близких друзей». Это элемент местной культуры, добротный и вкусный домашний продукт. От «гаражного» вина оно отличается так же, как милые украшения «народных промыслов» от ювелирных шедевров Фаберже. «Гаражное» вино нельзя сделать в перерывах между дойкой коров и окучиванием картошки. За этим направлением виноделия стоит ежедневный кропотливый труд и серьезная философия, потрясающая основы классической системы создания вин. «Гаражисты» отступили от священного символа великого вина — «терруара». Именно поэтому из линейки реформаторов виноделия выбивается бордосское шато – Le Pin, ориентированное на классическую систему контроля качества. Вино считается в первую очередь продуктом местности и климата и уже затем — мастерства винодела. И у самых великих бордосских шато случаются неудачные годы, в которые вино получается менее выразительным и насыщенным. «Гаражист» же и в такие годы, благодаря кропотливому ручному труду, достигает хороших результатов, беря от природы максимум возможного. ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ Все «премиальные» хозяйства практикуют контроль урожайности винограда и ручной сбор, когда с кустов срезают часть неспелых гроздей, чтобы оставшиеся получили максимум. В «гаражных» хозяйствах этот принцип доведен до абсолюта. Винодел оставляет на лозе считанные гроздья и за каждой ухаживает в течение всего года, как за родным ребенком. Так же бережно созревший урожай снимается с лозы. Сбор делается до 5 раз за сезон. Снимаются только полностью созревшие гроздья, а менее спелые оставляют дозревать. Даже на 10-15 гектарах великих Замков такой объем работы сложно представить. А в масштабах 60 соток первого виноградника Тюнневена – вполне реально. Современные гаражисты идут еще дальше. Виноделы «второй волны» микро-кюве объединяют виноград с разных участков. В том числе пренебрегая границами микрорегионов внутри Бордо. Стоит виноделам, скажем из, Помероля (родины Petrus) использовать в своих винах виноград из близлежащего региона Сент-Эмильон, и они потеряют идентичность вместе с правами использования на этикетке названия своего шато. «Гаражистов» же никто не ограничивает, что позволяет им еще меньше зависеть от капризов природы и создавать вина, объединившие лучшие черты терруаров Бордо. Далее — секреты виноделия. Брожение в дубовых чанах, специальная технология мацерации красных вин, длительная выдержка в новых бочках, обожженных изнутри. И главное — тщательно выверенная микрооксидация (дозировка кислорода) в процессе виноделия. Окисление может быть злейшим врагом вина, но, правильно примененное, оно позволяет ему быстрее созревать, раскрывая свои свойства. В числе недостатков «гаражных» вин критики называют их недолгую жизнь в бутылке, чрезмерную яркость вкуса и аромата, затрудняющую подбор блюд, отсутствие стабильного стиля – каждая новая партия не похожа не предыдущую. С определенной точки зрения, все эти «недостатки» - по-другому названные достоинства. Уже «в молодости» вина «микро-кюве» ярки, насыщенны, обладают шикарным, разнообразным букетом, близки потребителю. Тогда как молодые Гран Крю Бордо понятны лишь специалистам. Потенциал к выдержке опять-таки зависит от мастерства винодела. Одним словом, «гаражное» вино – это авторский продукт «ручной сборки», в котором «рука мастера» играет куда большую роль, чем терруар. ВИНО И ВПЕЧАТЛЕНИЯ В РОССИИ Страны бывшего СССР также не обошло мировое движение гаражистов. С конца 90-х годов Рамаз Пейкришвили начал возрождать древние технологии грузинского виноделия в хозяйстве «Глахуна». Несколько лет успешно работает в Крыму над собственным «гаражным» проектом биодинамического виноделия известный московский сомелье Павел Швец. В России первое «гаражное» вино «Стретто» было создано виноделом (в прошлом учителем музыки) Иваном Каракезиди. За последние несколько лет это направление стало масштабным в нашей стране. Поощряемое растущим туристическим потоком в приморской части Краснодарского края, российское «гаражное» виноделие от отдельных экспериментов перешло в категорию настоящего движения. Российские «гаражные» вина впервые были представлены на зарубежных конкурсах. «Совиньон» от Геннадия Опарина (в прошлом инженер-строитель и топ-менеджер) в 2011 году завоевал серебряную медаль на конкурсе в Новой Зеландии. В конце 2011 года российские микро-винодельни объединились в некоммерческое партнерство «Черноморские гаражные вина». Возглавил партнерство Валерий Логинов (в прошлом Президент Союза виноградарей и виноделов России), отошедший от руководства крупным винодельческим холдингом для воплощения в реальность нового проекта, объединяющего вино и впечатления – хозяйства «Гостагай». Так уж сложилось, что «гаражным» вином зачастую занимаются люди без профессионального винодельческого образования. Если же за микро-кюве берется профессиональный винодел, значит, он уже перерос рамки «промышленного» производства, полон революционных идей и готов к экспериментам. Как, впрочем, и его коллеги-самоучки. Как и во всем мире, «микрокюве» в России – это яркие люди, нестандартный взгляд на вино и высочайший его уровень, за который винодел отвечает своей репутацией. АЛКОЭКСПЕРТ complemento журналу НАПИТКИ №3
Модератор: alcoexpert Просмотров: 3 954 Категория: Новости / Вино / Журнал НАПИТКИ |
Всероссийская алкогольная выставка Wine Club ShowВ Санкт-Петербурге пройдет Всероссийская алкогольная выставка Wine Club Show в новом для индустрии формате. Всероссийская акция «Дни российских вин» стартует 15 апреляВ понедельник, 15 апреля в 14:00, состоится торжественное открытие весеннего этапа Всероссийской акции «Дни российских вин». Весенний этап акции продлится с 15 апреля по 31 мая.
|
|||||||||||||||