КУРС ЦБ $ 00,0000 € 00,0000
О ПРОЕКТЕ КОНТАКТЫ ВХОД ПОДПИСАТЬСЯ
» Эффект масштаба

Эффект масштаба

Опубликовано:  13:02 - 10 мая 2011

За прошлый год 90 крупнейших российских розничных сетей увеличили торговые площади примерно на 1 млн кв. м, при этом 55% прироста площадей пришлось на двух крупнейших игроков рынка — «Магнит» и X5 Retail Group, подсчитало отраслевое аналитическое агентство Infoline.

Эффект масштаба

Годом ранее они вдвоем обеспечили 48,2% прироста, в 2008 г. — 27,9%. На первую пятерку продовольственных ритейлеров (по выручке кроме Х5 и «Магнита» в нее входят Auchan, Metro Cash & Carry и «О'кей») пришлось 72,3% роста площадей. Оставшиеся 27,7% поделили между собой 47 других розничных сетей, а 38 сетей не открывали новых магазинов (аналитики опрашивают ежегодно около 500 сетей, в рейтинг включены ритейлеры с оборотом от 5 млрд руб.). «На наш взгляд, это корректные цифры», — говорит заместитель гендиректора «Магнита» Олег Гончаров.

Большинство сетей второго эшелона резко замедлили рост, а крупнейшие мультиформатные сети, напротив, растут значительными темпами, объясняет усиление концентрации директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Крупные игроки лучше пережили кризис, работают более эффективно и могут позволить себе инвестиции в расширение, продолжает он, и пропасть между крупными игроками и мелкими будет только увеличиваться. «Региональным сетям не хватает опыта, экспертизы, технологий, ресурсов и опытного менеджмента для выхода даже за пределы своего региона. В споре за аренду лучших помещений в регионах в последнее время выигрывают федеральные сети», — констатирует Бурмистров. «Национальные сети конкурируют в основном с локальными игроками, частными магазинами и киосками. Закупочная сила последних значительно ниже, опыт в маркетинге меньше, и нет собственной логистики», — пишет аналитик Альфа-банка Александра Мельникова в обзоре.

Региональные сети растут, и весьма агрессивно, возражает директор Союза независимых сетей (объединяет 46 региональных розничных компаний) России Александр Мальчевский. Сети, входящие в союз, по его словам, за прошлый год увеличили площади почти на 28%, или на 112 000 кв. м, до 510 380 кв. м и выручку — на 24% до 88 млрд руб. Многие из них, объясняет разницу в данных Бурмистров, в выборку Infoline не вошли из-за небольших оборотов, как, например, сети «Аяврик» (семь магазинов в Свердловской области) или «В десятку» (шесть магазинов в Якутии). Закупочной силе крупнейших сетей члены союза противопоставляют собственное закупочное объединение «Т3С», говорит Мальчевский: участники объединения совместно закупают товары у крупных поставщиков. За счет больших объемов закупки участники союза получают более низкие цены, говорит Мальчевский.

Второй эшелон процветает на территориях, где Х5 и «Магнит» не спешат полноценно развернуться из-за дорогой логистики — на Урале и в Сибири. Уральская сеть «Монетка», например, по словам ее гендиректора Романа Заболотного, в 2010 г. увеличила продажи на 30%. В этом году, построив с помощью кредита ЕБРР крупный распредцентр, сеть рассчитывает увеличить число торговых точек с 235 до 350. Заболотнов не называет свою сеть региональной — ее магазины расположены на территории 11 субъектов России, в том числе в Московской области, и говорит, что жесткой конкуренции со стороны «Магнита» и Х5 не видит.

Развитая логистика и опытный менеджмент позволят в будущем федеральным сетям расти быстрее рынка и занимать рыночную долю региональных сетей и несетевых магазинов, пишет Мельникова. По ее расчетам, растущая конкуренция в ближайшие три года приведет к снижению рентабельности публичных ритейлеров по EBITDA на 0,2-0,5 п. п. — ведь чтобы быть успешными в регионах, крупным сетям приходится держать цены на 5-10% ниже, чем у местных игроков, а в Москве и Санкт-Петербурге инвестировать в программы лояльности. В 2010 г. рентабельность «Магнита» по EBITDA составила 8,1%, X5 — 7,5%.

Крупнейшие игроки готовы тратить на развитие все больше. «Магнит» в прошлом году при инвестпрограмме $1,2 млрд открыл 800 дискаунтеров и 27 гипермаркетов (363 000 кв. м), а X5, потратив $1,55 млрд (включая покупку «Копейки» за $1,1 млрд), увеличила сеть на 1100 магазинов разных форматов (492 000 кв. м). В этом году обе компании обещают увеличить капзатраты: «Магнит» — до $1,8 млрд на 800 дискаунтеров и 51-54 гипермаркета, X5 — до $1,3 млрд, чтобы открыть не менее 540 магазинов разных форматов.

Получить комментарии ФАС об усилении концентрации вчера не удалось. А Минпромторг, как следует из утвержденной министерством стратегии развития розничной торговли до 2020 г., угрозы в ней не видит. «Международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие секторы экономики», — говорится в документе.

vedomosti.ru



Модератор: alcoexpert Просмотров: 1 818 Категория: ---

//Новое на сайте


//Винный гид ПРОДЭКСПО



//Видео
//КАЛЕНДАРЬ

«Винный Гид Продэкспо-2024» подводит итоги. ФОТО

Международный дегустационный конкурс «Винный Гид Продэкспо-2024», проведенный Yudich Production под эгидой продовольственного Форума страны «ПРОДЭКСПО», завершен. Подводим итоги и объявляем победителей.


«АлкоКонгресс-2024» дал анализ развития отрасли

Одним из крупных отраслевых мероприятий на проходящей в «Экспоцентре» международной выставке «Продэкспо-2024» стала XIX Всероссийская конференция по проблемам алкогольного рынка «АлкоКонгресс-2024».



//Клуб винопутешествий
//Пресс-релизы

Де-Факты*: Дегустариум “С Новым годом!”. ФОТО

Предновогодний дегустариум из цикла винных встреч «Давайте попробуем» состоялся 29 декабря 2023 года в ресторане «12 бокалов». Более сорока знатоков и любителей вина собрались здесь, чтобы вкусить (и закусить!) вино, душевно поговорить о нем, а заодно, возможно, и подобрать для себя достойный напиток к новогоднему торжеству. Вел мероприятие, попутно развлекая и образовывая гостей, «отец-основатель» Дегустариумов Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт».


Де-Факты*: «Народ хочет знать». Торговая сеть «Перекрёсток». ФОТО

Январские морозы - отличное время для того, чтобы заняться летописью нашего Клуба, и вспомнить дегустацию, которая прошла в конце прошлого года. Тогда, в разгар поздней осени, критично настроенный чувственный аппарат дегустаторов направил свои рецепторы на познание ассортимента сети «Перекрёсток» (здесь напомним, что в тематических сессиях «Народ хочет знать» выступают вина из ассортимента федеральных сетей).


//Вопросы юристу

//Журнал "НАПИТКИ"
//АРХИВ

//

НАШИ ПАРТНЕРЫ

//